«Блиндаж»: туда и обратно
Посмотрел фильм «Блиндаж» про вперёд в прошлое, ура за родину и сразу назад.
Нам представляют двоих персонажей. Первый — русский врач скорой помощи Серёжа, который как раз откачивает пострадавшего в автоаварии. Но пострадавший берёт и портит подстанции показатели, а Серёже — весь аппетит к работе.
Второй — это немецкий Пауль. Пауль по образованию филолог, а по призванию — черный копатель или, если сокращенно, шварцкоп. Пауль ездит по местам боевой славы Великой Отечественной войны на оскорбительно чёрном Гелендвагене, копает автоматы, продаёт и наваривается. Пауль должен вызывать у зрителя неприязнь и даже отвращение. Для усиления отвращения Пауль в начале фильма попирает своими немецкими ногами монумент Саур-Могила в Донецкой области и смеет смотреть с него на весь Донбасс взглядом оценщика в ломбарде.
Серёжа и Пауль друзья, поэтому Пауль, видя, как Серёжа расклеился, сажает его в чёрный Гелендваген и везёт на Саур-Могилу шварцкопать ценный антиквариат. По дороге он сулит другу деньги: наварише автоматен, Серьожа, ваффен гроссе лавандос, йа-а!
Друзья заезжают подальше в лес, ставят Гелендваген на пригорке и переодеваются в форму рядовых красноармейцев. А то вдруг менты! А они тогда типа ролевики — как эльфы, только на пилотках звездочки.
Серёжа и Пауль бредут по лесу с металлоискателем и медленно им пищат. За несколько часов они нашли только горсть старых гильз, а на них Гелендваген Серёже не купишь.
Серёжа неожиданно слышит отдаленный гром. Он не понимает, то ли это гроза, то ли эхо прошедшей войны, и пингует Пауля. «Чу, Пауль, я слышу пушек гром!» — но Пауль ничего не слышит. Вместе с отдаленным громом Серёжа чувствует дуновение холодного ветерка, как в фильме «Пункт назначения» перед тем, как кто-нибудь изощрённо погибнет.
Довольно скучный до этого момента, Серёжа вдруг бросает нытьё, подскакивает к полузасыпанному блиндажу и начинает рыхлить его сапёрной лопаткой. Пауль, как опытный шварцкоп, сидит рядом — он знает, что в блиндажах обычно ничего не найти. Наконец, Серёжа докапывается до блиндажа и они с Паулем залезают внутрь.
И тут блиндаж начинает шатать и корёжить.
Сыпется земля, падают бревна наката, бахают разрывы, шипит по-немецки Пауль. «Да вы что там, совсем ...?!» — хочет крикнуть Серёжа, но тут их хватают и вытаскивают из гибнущего блиндажа сильные руки боевых товарищей.
Сережа и Пауль не ожидали оказаться посреди боевых товарищей. Они наблюдают, как товарищи вокруг них активно удерживают боевые позиции, палят, кричат и гибнут, брызжа алой красноармейской кровью.
Вокруг всё такое зловеще оранжевое, как будто Сережа с Паулем попали на Марс, а не в 1941 год под Донецком. Спустя двадцать секунд на них уже орёт политрук, потому что телепортируйся ты хоть куда, обязательно напорешься на политрука. Спустя три минуты Пауль, которого схватили за металлоискатель, уже разминирует минное поле, а Серёжа бежит в атаку. Судя по лицу Серёжи — в паническую.
Атака происходит в таком долгом и стильном слоумоушене, что сразу ясно — Всесоюзный Краснознамённый Слоумоушеностроительный завод работал в три смены на нужды фронта.
Вечером после атаки друзья встречаются в окопах, где Серёжа повышает Пауля до Паши и бинтует ему шею для маскировки акцента. Паша камуфляжно хрипит, мимикрируя под Красную армию.
Дальше начинается парад зарисовок о несгибаемости с элементами героизма. Ползет в ночи разведчик Света, и родные лесные мхи скрывают её от вражеских глаз — это называется светомаскировка. Командиры в землянке держат совет, прижимая карту к столу кружками со спиртом и понимают, что им кранты — это называется разработка тактики. Политрук командует всем умереть героически, и смотрит так пронзительно, и папироска у него между пальцев, и родина в глазах — и ярость политручная вскипает, как волна.
Между делом друзья бродят туда-сюда вдоль линии обороны и заглядывают в жерло каждому блиндажу, пытаясь найти телепортирующий. Но фронтовая доля снова бросает их в разные стороны. Пауля боевые товарищи поят спиртом до того, что он рассказывает всем в блиндаже их ближайшую судьбу — немецкие танки, братская могила и монумент вот такой вышины. Все смеются, какой им попался забавный контуженный.
Серёжу же отправляют с разведчиками на вылазку, смотреть на вражеские танки. Выясняется, что коллега по разведке — Серёжин дед. Серёжа смотрит на деда, а дед такой: «Шо?». Он-то не знает, что он дед.
В результате вылазки становится ясно — немцы пойдут в танковое наступление. Что именно должно наступить бойцам-красноармейцам в результате наступления — точно знают Серёжа и Пауль, и примерно догадываются все остальные. Утренним маршем они перебрасываются на оборонительные позиции, а Серёжа и Пауль посреди марша вдруг отпочковываются от колонны и уходят в лес, увлеченно разговаривая.
В лесу стоит расстрелянный помощником режиссёра немецкий разъезд с парой мёртвых офицеров точно размера Серёжи и Пауля. Пауль предлагает военную хитрость — переодеться в немецких офицеров и смешаться с наступлением. Только теперь Пауль будет настоящим немецким Паулем, а вот Серёже придется мимикрировать под фальшивого какого-нибудь Зергиуса.
Пауль надевает на себя немецкого офицера, но Серёжа вдруг стопорится. Потому что вообще-то у него дед на войне погиб. «Бывает», — дает ему понять Пауль, и уходит в сторону немецкого наступления, чтобы там притворяться чудом спасшимся майором.
Серёжа возвращается к своим и готовится геройски полечь, но тут с вылазки приходит разведчик Света и говорит, что танковое наступление что-то как-то откладывается.
«А шо так?» — говорит Серёжин дед, и Света ведёт их сквозь утренний туман показывать. А там немцы под предводительством майора Пауля дружно перекапывают линию обороны, которую утром оставили красноармейцы. Пауль ищет нужный блиндаж. Серёжин дед чуть было не пристреливает красивого офицерского Пауля из снайперки, но Серёжа мешает ему. Приходится Серёжиному деду стрелять в менее красивого немца. Спустя секунду разведчики убегают, преследуемые минометным огнем, тут-то Серёжин дед и получает осколок в живот. Серёжа дотаскивает его до своих и оперирует с помощью ножа и тряпки. Прооперированный дед внезапно и насовсем покидает повествование.
Все принимаются ждать наступления немцев. Тихонько сидя в окопе рядом со Светой, Серёжа рассеянно перебирает гильзы на дне траншеи. И вдруг находит пару очень старых, полуистлевших гильз. Таких, которые он нашел в лесу во время шварцкопания, но потом выронил в пылу перемещений во времени. Серёжа понимает, что таинственный шкаф, то есть, простите, блиндаж — прямо вот в конце траншеи. Как-то он, блиндаж, переполз с передовой линии обороны в тыл, стервец.
Серёжа ломится вдоль окопа к блиндажу и почти достигает его, но тут в блиндаж попадает бомба. Бам. Серёжа по воздуху преодолевает обратно весь путь, который только что пробежал. Там его встречают Света и контузия.
Начинается немецкая атака. Стрекочут пулеметы, цыцыцыкают танки и черные проклятые мундиры подходят, как в замедленном кино. Кино, впрочем, правда замедленное — Слоумошеностроительный завод снова выдал три нормы нагора.
Света палит из пулемета. Бойцы тащат ящики с минами. Серёжа целится из снайперской винтовки в танк. Серёжу всегда очень легко распознать в кадре по тому, что за весь фильм он ни разу не надел каску.
Положение отчаянное. Из всей линии обороны в живых остаются только Серёжа и Света. Они бегут через лес, а по ним стреляют все немцы. Вообще все немцы.
Наконец, поняв, что из автоматов по русским бойцам не попасть, прилетает мина и ранит и так уже раненную Свету в ногу, а Серёжу в бок. Серёжа зажимает бок и тащит Свету дальше через лес до следующего окопа. Немцы неумолимо подходят цепью.
Света из последних сил берет автомат и посылает Серёжу за патронами. Немцы подходят. Серёжа и его бок медленно бредут за патронами. Немцы подходят. Света смотрит в прицел автомата, но не может и умирает. Немцы подходят. Серёжа медленно возвращается к Свете и видит, что она умерла. Немцы подходят. Сережа кладет Свету на дно окопа и некоторое время сидит вместе с ней. Немцы подходят. Серёжа встает и бредёт по окопу, не глядя постреливая через бруствер то в одну сторону, то зачем-то в другую. Немцы подходят. Начинает темнеть.
Изнуренные таким долгим маршем немцы наконец достигают окопов и преследуют Серёжу, но вдруг навстречу ему из тумана выходит Пауль и говорит, чтобы тот бежал в лес. А куда, собственно, ещё бежать, если кругом лес.
Серёжа бежит, а Пауль сзади говорит подоспевшим немцам, что у них молоко убежало, вон там — и показывает в сторону от Серёжи. Немцы на секунду отвлекаются, а Серёже удается вырваться из окопов. Придерживая рукой бок, он бежит по очень оранжевому лесу, и вдруг погоня стихает, а впереди на пригорке красуется Гелендваген, такой родной и оскорбительно запертый.
Серёжа сползает по Гелендвагену и сидит так до утра, заткнув себе пальцем бок и стараясь не умереть. И вдруг менты! А нет, это не менты, это сразу скорая помощь.
Серёжу посреди леса складывают на носилки, задвигают в машину, а над ним склоняется врачи и немец, смутно похожий на Пауля. Немец говорит, что его немецкий дед дал ему карту, время и координаты Серёжи, чтобы тот через много лет вызвал скорую помощь в Донбасский лес. А он, как порядочный немец, всё так и сделал, минута в минуту.
Серёжа благодарно плачет и расслабляется, насколько это вообще возможно в подпрыгивающей на лесных кочках скорой помощи. Сдерживавшийся весь фильм закадровый голос наконец срывается и задвигает зрителям патриотическую речь.